Профориентация
Главное управление МВД России по Ставропольскому краю осуществляет отбор кандидатов на учебу в образовательные организации МВД России по очной форме обучения
Абитуриент МВД России-2021
Информационные плакаты
Аккредитация, Что делать, если?!.., При выборе ВУЗа необходимо проверить...
http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/infomaterial/
Профориентационная работа в школе
Цель
Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе.
Задачи профориентационной работы:
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональное просвещение.
- Профессиональная диагностика и профконсультирование.
- Профессиональная адаптация.
Ожидаемые результаты:
Реализация данной работы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
1. Профессиональное просвещение | ||
в течение года | Профориентация уч-ся на уроках (география, обществознание, технология) | Учителя-предметники |
в течение года | Дни открытых дверей в ССУЗах, лицеях, | Зам. дир. по ВР Классные рук. |
февраль | Родительские собрания для 8, 9 классов «Как помочь ребенку выбрать профессию» | кл. руководители |
апрель | Ярмарка профессий | кл. руководители 5-9 классов |
май | Конкурс творческих проектов | учителя технологии, педагог-психолог |
В течение года | Встречи с представителями разных профессий «История нашей профессии» | зам. дир. по ВР |
2. Диагностика и консультирование | ||
в течение года | Профдиагностика и консультирование выпускников 9 кл. «Оценка профессиональной направленности личности выпускника» | психолог |
ноябрь | Профориентационная работа с учащимися 8-9 классов. Цель - выявление групп учащихся, нуждающихся в помощи по профессиональному самоопределению. | психолог |
декабрь | Психологическое исследование 9 х классов на выявление уровня умственного развития (ШТУР). | психолог |
декабрь | Педагогический консилиум по 9-м классам (результаты ШТУРа) | психолог |
февраль | Анкетирование "Профессиональное самоопределение на основе самооценки" (9 класс). | психолог |
февраль | Анкетирование учащихся 8-9 классов с целью сбора информации об их ценностных ориентациях и интересах. | психолог |
март | Оформление рекламного стенда «Выбери свою профессию» | кл. руководитель 9 класса |
в течение года | Консультации для родителей уч-ся 9 кл. по вопросам профориентации. | Зам. дир. по ВР Кл. рук. психолог |
3. Профессиональная адаптация | ||
апрель | Создание информационного банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. | Кл. рук. Зам. дир. по ВР |
май | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и выпускникам из неблагополучных семей. | Администрация Соц. педагог |
В нашей школе профориентационное просвещение учащихся активно ведется на уроках обществознания с 6 класса. Введены спецкурсы «Выбор профессии» в 8-9 классах.
Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональная диагностика и консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия "ценностные ориентации" следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.
Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.
По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.
Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.
Предпрофильная подготовка и профильное образование.
Предпрофильная подготовка дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.